пятница, 15 октября 2010 г.

Шасси болида Формулы-1

Если двигатель Формулы-1 - это сердце машины, то шасси - это ее тело. Традиционно это часть, в честь которой дается имя болиду Формулы-1. Например, болид может использовать двигатель сторонних компаний, например Renault, а называться Red Bull, потому что именно команда Red Bull занималась проектированием и созданием шасси. Современное шасси - это монокок, который построен как одна целая часть, хотя, на самом деле, он состоить из множества отдельных деталей, которые впоследствии образуют единое целое. Основная функция шасси заключается в том, чтобы быть "мостом", который соединяет все остальные части болида Формулы-1. На нем находятся точки крепления двигателя, подвески, трансмиссии, аэродинамических элементов. В настоящее время шасси собирается из композитных карбоновых материалов. Процесс разработки шасси и сборки шасси довольно длительный и сложный процесс, подробнее о сборке шасси я напишу в следующих статьях. 

Другая не менее важная функция - это обеспечивать безопасность водителя. Кокпит способен выдерживать сумасшедшие нагрузки. Шасси обязательно должно пройти краш-тест, который был введен FIA в 1985 году:
1) Лобовое столкновение с препятствием(1985 год). Это наиболее тяжелый тест для шасси и для инженеров, которые разрабатывали его. Цель данного теста - это проверить насколько хорошо шасси защищает колени и ноги пилота. Во время этого теста носовой обтекатель так же должен быть установлен на  болиде. Скорость во время теста: 14 м/с.  Масса 780кг. Ноги куклы-пилота находятся на расстоянии 30 см от конца монокока. Максимальная перегрузка - 25g. Маникен весит 75 кг, и должен испытывать в момент удара не более 60g в течении 3 миллисекунд.
2) Статическая нагрузка верхней части монокока(1991). Данный тест предназначен для выявления способности болида противостоять нагрузкам на верхнюю часть в случае переворота. Нагрузка в 72,08 кН, состоящая из вертикальной составляющей в 57,39 кН и боковой в 11,48 кН. Допускается деформация от 50 до 100 мм.
3) Статическая нагрузка носового обтекателя (1990).  Носовой обтекатель соединяется с готовым монококом. Нагрузка в 40кН подается на расстоянии 55 см спереди от передних колес. Если в  течении 30 секунд не было деформации, то тест считается пройденным.
4) Статическая нагрузка на боковые части монокока. Нагрузка в 25 кН подается на площадь 10см*30см с обоих сторон монокока. \Нагрузка подается в течении 30 секунд. Разрешается деформация не более, чем 1 мм.

Шасси болида Формулы-1 (Видео)

Комментариев нет:

Отправить комментарий